ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 301


артистами балета, оркестра, певцами. Среди них — Петр Александрович Булахов, лучший тенор Москвы, несравненный исполнитель русских народных песен в операх-водевилях и дивертисментах Ф. Сора. Булахов был первым исполнителем знаменитого романса Алябьева «Соловей» и баллады Верстовского «Черная шаль» на стихи Пушкина.
  Замечательным исполнителем главных партий в балетах Ф. Сора был и Адам Глушковский, выдающийся танцовщик и балетмейстер. В течение двадцати лет он возглавлял Московское балетное училище, многие воспитанники которого стали гордостью русского искусства.
  Общение с коллегами по Большому театру способствовало знакомству испанского композитора с русской музыкальной культурой. Этому помогала и сама жизнь. Фернандо Сор жил в самом центре Москвы, на Петровке, в доме генерал-губернатора Д. В. Голицына. Улицы Москвы в те годы напоминали песенное половодье: странствующие музыканты, певцы из близких и дальних губерний привлекали слушателей неповторимой красотой и своеобразием напевов. И Фернандо Сору достаточно было выйти на улицу, чтобы погрузиться в эту красоту. На улицах Москвы звучали и мелодии, рожденные на берегах Волги. Одну из них — «Вниз по Волге-реке» Ф. Сор использовал в своем творчестве. Он полюбил и часто звучавшие здесь песни «Чем тебя я огорчила» и «По улице мостовой».
  Фернандо Сор приехал в Россию, завоевав уже европейскую славу не только гитариста-виртуоза, но и творца, открывшего новые возможности своего инструмента. В 1822 году, незадолго до приезда в Москву, Ф. Сор выступил в Париже. Французский журнал так откликнулся на это выступление: «Сор очаровал парижан инструментом, который, внешне напоминая гитару, своим богатством звучаний мог быть принят за целый оркестр, заключенный в маленький корпус».
  Своим творчеством Фернандо Сор подтвердил известное мнение о том, что испанский композитор может создавать сочинения для разных инструментов, но в сердце у него всегда гитара. Именно гитара и обессмертила имя Фернандо Сора.
  В первой половине ХIХ века концертная жизнь Петербурга и Москвы в значительной степени была связана с музыкальными салонами — подлинными центрами культуры. Здесь выступали известные русские и иностранные музыканты — пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы. Здесь

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru