ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 296


Бетховен, Гете, Шопен, Лист, Пушкин и Глинка... В Москве, а позднее и в Петербурге, его музыкальные салоны снискали славу подлинных центров культуры. Именно здесь впервые в России звучали некоторые сочинения Бетховена, с которыми Виельгорский познакомился в Вене. Среди нотных автографов Бетховена, собранных Виельгорским в его московском фонде (Музей Глинки), —уникальная тетрадь эскизов великого немецкого композитора.
  Виельгорского и Пушкина связывали не только дружеские, но и творческие отношения. Пушкин участвовал в создании либретто оперы Виельгорского «Цыганы», Виельгорскому принадлежат высокоценимые современниками сочинения на стихи Пушкина: «Старый муж», «Черная шаль», «Ворон к ворону летит». Виельгорский был одним из первых, оценивших талант молодого Глинки. А после премьеры оперы Глинки «Жизнь за царя» он в шутливом поздравлении прозорливо и тонко выразил значение этого шедевра:

Пой в восторге, русский хор,—
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не глинка, уж не глинка, а фарфор!

  И вот теперь новый царь — Николай I, лично руководивший подготовкой похорон брата, обращается к Фернандо Сору с просьбой написать «Траурный марш». В переговорах, по-видимому, участвовала и Александра Федоровна — супруга Николая I, об этом, как нам кажется, свидетельствует нотный автограф, лично преподнесенный композитором императрице вместе с кратким вступлением: «'Траурный марш на смерть Его Величества Императора Александра' Сочи-нил для Военного оркестра. Аранжировал для пиано-форте и с глубочайшим уважением преподносит Ее Величеству Царствующей Императрице Фернандо Сор».*
  Но вернемся к архиву Виельгорского. Среди бумаг мое внимание неожиданно привлек красивый светлого цвета переплет, внутри которого я увидел рукописные листы нотного текста. Меня пронзила мысль: это он! Зная своеобразие почерка Ф. Сора, я в этом не сомневался. Передомной лежали  восемь  страниц,  написанных  рукою  испанского  композитора, — полный  нотный  текст
___________________________

* «Траурный марш на смерть Его Величества Императора Александра» — именно такое название было собственноручно зафиксировано автором.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru