Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Примером глубокого проникновения Фернандо Сора в русский музыкальный фольклор является одно из лучших гитарных
произведений композитора — «Воспоминание о России». В его основе — две народные песни — «Чем тебя я огорчила» и «По улице
мостовой». Сама история возникновения этого сочинения уникальна. Оно
было написано не в России, а через двенадцать лет после отъезда из
Москвы. И все эти годы Ф. Сор хранил в своем сердце воспоминания о
далекой, но ставшей ему близкой стране. Лишь незадолго до своей кончины
он осуществил свой замысел. «Воспоминание о России» Ф. Сор создавал для дуэта гитар, имея в
виду себя и своего друга — знаменитого испанского гитариста Дионисио Агуадо. Они и стали первыми исполнителями.
Судьба «Воспоминания о России» оказалась счастливой. В России оно звучало с конца XIX века и не только в Москве и Петербурге, но и в
провинциальных городах. Например, в репертуар местных гитаристов города Уральска П. Чумакова и П. Корина входили «Два
друга» и «Воспоминание о России». «Дуэты Сора, — писал Чумаков гитаристу
В. Русанову в Москву, — мне очень нравятся, лучше их я
еще не встречал». Среди поклонников творчества Ф. Сора в России был и талантливый педагог из Самары Леонид Васильевич Девятов.
Нельзя без волнения читать строки его неопубликованной работы «Воспоминания старого гитариста», написанной в 30-х годах ХХ века.
«Заканчивая свои воспоминания, — писал Девятов, — с твердым намерением посвятить и остаток своей жизни гитаре, я искренне
желаю подрастающей молодежи овладевать гитарой не покладая рук, рекомендую побольше играть такие дуэты для двух гитар, как
например, дуэты Сора («Два друга», «Воспоминание о России»), которые повергли меня в изумление своей красотой и мастерством».
Первым русским биографом Фернандо Сора в России стал В. Русанов, опубликовавший очерк об испанском композиторе. Издатель и
редактор журнала «Гитарист»,* он дал любителям гитары возможность расширить знакомство с наследием Ф. Сора. Заслугой В. Русанова явился
перевод «Школы» Ф. Сора на русский язык. «Школа» выдающегося
исполнителя-творца не только
___________________________
*«Гитарист». Музыкально-литературный журнал с нотным приложением. М., 1904-1906. |